-
И.А. Жерносенко,
канд. культурологи, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, E-mail: iaj2002@mail.ru;Д.И. Мамыев,
директор этно-природного парка «Уч-энмек», с. Онгудай, Республика Алтай, E-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
Принципы новой образовательной системы могут быть эффективно реализованы в условиях становления культуротворческой модели образования. Концепция эколого-образовательной системы нового поколения рассматривает социоприродные и космопланетарные основы эволюции человека и мира на основе новых наук, таких, как социальная экология, космическое землеведение, экология человека и космическая антропоэкология.
-
культуротворческая школа, глобальная и социальная экология, космическое землеведение, экология человека, космическая антропоэкология
-
I.A.Zhernosenko,
PhD. Cultural Studies, Associate Professor, Head of Department «Culture and communication technologies» I.I. Polzunov Altay State Technical University, e-mail: iaj2002@mail.ru;D.I.Mamyev,
director of ethno-natural park «Uch Enmek», v. Ongudayj, Republic Altai, e-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
Principles of new educational system can be effectively realised in the conditions of formation of the cultural-creative formation models. The concept of ekologo-educational system of new generation considers socio-natural and kosmo-planetary bases of evolution of the human and the world on the basis of new sciences, such, as social ecology, space physical geography, ecology of the human and space anthropoecology.
-
the cultural-creative school, global and social ecology, space physical geography, ecology of the human, space anthropoecology
-
CULTURAL-CREATIVE MODEL OF SCHOOL AS THE BASIS OF EKOLOGO-EDUCATIONAL SYSTEM OF NEW GENERATION
УДК 332.122
На рубеже тысячелетий, в условиях становления постиндустриального общества с особой остротой встал вопрос: куда двигаться дальше? Каким будет общество завтра? И что для этого надо сделать сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо осознать, что это завтра закладывается в сегодняшних условиях.
Мы живем в необыкновенное время. Философы называют его «переходным». В результате объективных исторических процессов, когда тоталитарные общества ХХ века оказались нежизнеспособными, все системы российского общества пришли в движение. Жить по-старому уже невозможно, а как – по-новому? И именно в этих условиях, в культурно-историческом пространстве переходного времени оказалась насущной потребность научиться прогнозировать будущее. И это не просто любопытство. По мнению Д.С. Лихачева, «Попытки заглянуть в будущее имеют значение не только для раскрытия будущего, но и для того, чтобы осознать настоящее – кроющиеся в нем возможности, отделить творческие силы от нетворческих»[1].
И одним из способов формирования будущей модели общества является выстраивание современной модели образования, в которой и будут заложены основы будущего. Но чтобы этот фундамент был надежным, необходимо сегодня осознать преобразования, происходящие на планетарном уровне и начать поиск эффективных путей выхода из экологического тупика. Существенная роль в этом вопросе отводится системе просвещения и образования. Если раньше вопрос стоял о защите окружающей среды от негативных воздействий человека, то на рубеже II – III тысячелетий ставится вопрос о ее устойчивом развитии, втом числе, через экологическое образование. Но, как указывалось выше, понятие «экологическое образование» гораздо шире, чем сохранение и учет редких и исчезающих видов биоразнообразия, вкупе с экологическими акциями. Это, в первую очередь, формирование нового типа сознания человека, основанного на экологии души. Это многоаспектное понятие, включающее в себя сформированность ценностных критериев личности, осознание законов космической эволюции, ноосферный тип мышления, активную творческую жизненную позицию и многое другое, что входит в современное определение «культурный человек».
И закладываются все эти качества в повседневной жизни, в обыденных мыслях и поступках, в том ближайшем культурном пространстве, которое окружает каждого человека. Поэтому просвещение и распространение идей устойчивого развития наиболее значимо на региональном и местном уровнях, так как человеку свойственно более бережное отношение к конкретной территории, окружающей его непосредственно. Это особенно важно для коренных народов, культура которых тесно связана с окружающей природной средой.
Как констатирует международное сообщество, в лице ООН «…Знаниями коренных культур о конкретной природной среде, в которой они живут, о рамках её использования в своей деятельности, не владеет более никто, в том числе и наука…»[2]. Знания и традиции коренных народов это не экзотика, как их нередко воспринимает современность, а это культура, поддерживающая информационный обмен между человеческим обществом и планетой, а через него и космическими структурами. Это сгусток духовно-экологических знаний собранных многими и многими поколениями человечества: знаний о законах природы, о правилах поведения человека на планете Земля, о влиянии человеческой мысли на окружающую природную среду, о важности человеческого отношения друг к другу. Это знание передавалось из поколения в поколение, как алгоритм природных взаимодействий. Оно сегодня оказывается востребованным вдвойне.
Эти важные для будущего человечества принципы должны стать основой в современных образовательных программах, на которых произрастают и воспитываются будущие лидеры общества.
Историческая наука периода социализма, исследуя проблему роли личности в истории, практически сводила ее к нулю, обосновывая указанные положения исторической необходимостью. Современные науки, исследующие саморазвивающиеся системы, такие как общество, культура, универсальные законы Вселенной, наоборот акцентируют роль каждого субъекта истории, каждой личности. Именно воля и выбор отдельной личности определяют направленность и качество человеческой деятельности в целом, что собственно, и является историко-культурным процессом. В ситуации, когда сломаны привычные общественные и экономические связи, идет сложный процесс самоорганизации за счет внутренних ресурсов, с одной стороны, и проявление возможностей отдельной личности в сложной совокупности внешних обстоятельств – с другой.
Чтобы сформировать личность, способную к самоорганизации и саморазвитию, необходимо создать культуротворческое образовательное пространство, в котором эта личность, познавая мир в его целостности и единстве, училась бы творить и преобразовывать мир вокруг себя.
В современном мире многие члены общества в устремлении стать лидером пытаются «повторить чужую пройденную тропу», подражая известному лидеру, вместо осознания своей неповторимости и функциональности, и проявления этих качеств в самом себе.
Общеизвестно, что любое общество для обеспечения собственного развития, социальной стабильности и самовоспроизводства формирует соответствующую систему образования. И сегодня в условиях динамичного, разнонаправленного развития общества меняется парадигма образования: от «Человека Разумного» к «Человеку Культурному». За этим определением стоят и соответствующие задачи:
- Воспитание человека умелого и мобильного,
- Воспитание человека духовного.
Но эти задачи кардинальным образом меняют и способы деятельности субъектов образовательного процесса. Расширение познавательных интересов учащихся, формирование индивидуально значимого знания для каждого ученика, возможно лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и ученика, в развитии у учащихся способности к самостоятельной продуктивной деятельности, в практическом применении полученных знаний, в формировании у учащихся осмысленной потребности приобретения новых знаний, необходимых для продвижения в собственном образовательном пространстве. Такой подход к содержанию образования является культуросообразным, т.к. он опирается на равноправное со-трудничество, со-творчество учителя и ученика. Задачи их деятельности не исчерпываются поиском новых методик передачи знаний и овладением как можно большим количеством информации. В современных условиях стало очевидным, что традиционные цели образования, направленные на освоение суммы знаний, умений и навыков малоэффективны, т.к. не формируют внутренней мотивации на учебу, создают ситуацию перегрузок для детей, ориентированных на учебу и т.д..
На сегодняшний день в педагогике определились 4 подхода в образовании:
— когнитивный (знаниевый),
— личностно-ориентированный,
— компетентностный,
— культурологический.
Каждый из этих подходов формирует собственные доминанты, ориентированные на достижение определенных результатов:
— знаниевый, являющийся традиционным, нацелен на получение определенной суммы знаний, умений и навыков – результативен в плане реализации содержания образования среди субъектов, мотивированных на обучение. Но это небольшой процент от числа обучающихся в целом;
— личностно-ориентированный обращен, прежде всего, к личности ребенка – комфортен в психолого-социальном аспекте, но нередко переходит в форму заигрывания в ущерб системным знаниям;
— компетентностный способствует формированию целостной картины мира в сознании учащихся, но содержит в себе опасность аморфности знаний при отсутствии их системности.
— Главной задачей культурологического подхода в образовании является передача ценностей и смыслов культуры посредством интеграции всех четырех способов познания, открытых человеком: естественнонаучного (основанного на эмпирическом опыте), интуитивного (совсем недавно считавшегося исключительно прерогативой религии), а также философского и художественного, синтезирующих эмпирический и интуитивный способы познания. Также культурологический подход в образовании объединяет в себе сильные стороны трех остальных подходов.
Если мы хотим выявить подлинную суть современного образования, то, наверное, стоит применить «закон правильного называния вещей», выведенный Конфуцием, т.е. прямого соответствия названия называемому.
Понятие «образование» гораздо шире, чем понятие «обучение». В отличие от обучения, как передачи определенной суммы знаний, умений и навыков, образование – это процесс духовного становления личности. П.Флоренский рассматривал образование как восхождение к Универсуму, тем самым подчеркивая целостность, даже синкретизм концепта «образование». По его определению, «образ-ование» — это «ваяние образа…», это «процесс обретения человеком собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным Божественным Ликом». И.Кант определял образование как процесс, когда человек поднимается «из царства природы в царство Духа» и обретает способность по собственной воле совершать переход «из царства свободы в царство необходимости», которая понимается, прежде всего, как ответственность.
Поэтому проблема восстановления шкалы ценностей, сегодня встает с особой остротой. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не обучая – это всегда процесс амбивалентный. Обучая математическим формулам нельзя не помнить, что они содержат в себе основания гармонии и красоты, и эта красота той же природы, что и красота цветка. Авиаконструктор Андрей Туполев утверждал, что некрасивый самолет не полетит.
Когда заходит речь о культурологической модели школы, то нередко педагогами, родителями, учениками определение «культура» в образовательном процессе понимается как реализация этических и эстетических оснований в стиле общения на уроке, введение факультативных занятий, рассказывающих об искусстве и т.п.. Но этого недостаточно, т.к. культура не может быть транслирована в виде некоей суммы установок и готовых знаний. Она «вызревает как собственный уникальный образ мыслей и поступков. Школа, выстраивающая культурологическую модель, должна создать такие условия для ребенка, когда он сам начинает действовать культурно, творчески выбирая и применяя на практике ценности, знания и образцы» [3].
Изменение содержания образования невозможно без изменения принципов структурирования образовательного процесса. В культуросообразной модели школы невозможен предметно-дисциплинарный подход. Это удел когнитивного подхода, ориентированного на получение узконаучных знаний. Культура же по природе своей интегративна, полисистемна. Поэтому и знания, даваемые культурологической школой, должны быть универсальными (понятие «универсум» содержит в себе значения: целостность, полнота). Поэтому модернизация образования, по определению А.П.Валицкой, «возможна и необходима только через развитие новой модели школы как единого образовательного пространства, структурирующего универсум современного знания в формах гуманитарной ценности»[4].
В основе культурологической модели школы лежат три основных принципа выстраивания образовательного процесса: интеграция, инкультурация и диалог. Накопленный опыт реализации названной модели позволил, с одной стороны, убедиться в их эффективности в плане реализации содержания образования, а с другой – в их неисчерпаемости в плане порождения множества разновидностей образовательных учреждений, избравших культуросообразную стратегию развития. Названные принципы проявляются в культурологических и культуротворческих школах многопланово, пронизывая сущностно весь школьный мир, образуя некую полевую структуру, которую можно определить как Поле Культуры.
В основе выстраивания целостной картины мира в сознании учащихся в культурологической модели школы лежит постепенное освоение принципов интеграции. На начальном этапе это могут быть уроки с семиотической компонентой. Далее – создание учебных программ с культурологической составляющей (основанной на принципах интеграции, инкультурации, диалога). Такие программы создают основания для межпредметной и межцикловой интеграции внутри параллели, на каждом учебном этапе.
При выстраивании образовательной программы новой школы, предстоит преодолеть не только узость сциентистских представлений о научном знании как “точном”, формализованном, эмпирически проверяемом и повторяемом, и реализующемся в блоке естественно-математических дисциплин. Сегодня важно понимать сущностные позиции гуманитарного знания – принципиально “неточного”, наполненного личностными ценностными смыслами. Это знание не умещается в одномерных знаковых системах точных наук. Оно постигается и хранится в образах символических и многомерных. Поэтому глубинную системообразующую роль в формировании нового содержания образования играет семиотическая компонента, т.к. она состоит из универсальных категорий, реализующихся в человеческой деятельности через разного рода символы, мифологемы, архетипы, культурные константы. Она может стать одним из способов интеграции гуманитарного и естественно-математического знания в целостном образовательном пространстве школы.
Историко-культурные подходы в выстраивании интегрированного учебного плана весьма эффективны в среднем звене, когда в сознании ребенка формируются способности к анализу и синтезу, выстраиваются причинно-следственные связи. В этот период «культурный опыт человечества может быть актуализован как духовная биография личности»[4] (А.П.Валицкая). Данная технология может стать инструментом гуманизации сознания и практики учащихся, что позволит начать процесс преодоления тотального разрыва между научно-техническим прогрессом и духовной деградацией общества. Нет нужды еще раз убеждать в том, что знания – наука и технический прогресс – могут стать опасным инструментом, если они отчуждены от собственно-человеческих, гуманитарных смыслов, изъяты из духовного, ценностного поля культуры.
Результатом построения модели культурологической школы должен стать интегрированный учебный план школы, выстроенный как по горизонтали, так и по вертикали, осуществляющий преемственность психолого-возрастных моделей мира на каждом обpазовательном уpовне и целостность развивающейся каpтины миpа.
Одновременно с образовательным процессом школа выстраивает единое социокультурное пространство, интегрируясь с учреждениями дополнительного образования и становясь полюсом культурного притяжения населенного пункта или его части.
Не менее существенную роль в формировании культурологической модели школы играет принцип инкультурации – «погружения в пространство культуры». В современных условиях образование невозможно без освоения ценностей и смыслов культуры, представляющих собой совокупный опыт человечества. Экспоненциально возрастающий объем информации создает прессинговые условия для существования и развития сознания человека. Если сегодня не помочь учащимся выработать систему ценностных критериев, не научить их фильтровать поступающую информацию, совершать осознанный, нравственно оправданный выбор – катастроф не миновать: ни личных, ни общественных, ни глобальных. Сегодня становление личности возможно при условии наличия единства «трех «С», по определению М.В.Богуславского: Самоидентификации, Самосознания и Самореализации. Лишь при условии освоения личностью культурно-исторических ценностей человечества, их опредмечивания (т.е. определения «для меня значимости» и реализуемости в повседневной жизни), возможно формирование личности, способной к творческой, продуктивной и созидательной деятельности.
Но для выращивания такой творческой, культуросообразной личности также важна среда, формирующая соответствующие условия. Поэтому школа становится не просто местом географической локализации эксперимента, а подлинным институтом культуры, где культивируются свои традиции, этические и эстетические константы, создающие свою неповторимую ауру Поля Культуры. Субъектом же этого процесса является Учитель нового типа, способный к реализации собственной творческой позиции и организующий творческую деятельность учащихся, что позволяет им осознавать собственную культурную принадлежность.
Третий принцип культурологической модели школы – диалог – пронизывает все сферы ее деятельности: от эвристической ситуации на уроке, когда учитель и ученик выступают как равноправные партнеры совместной познавательной деятельности, имеющей своей целью приращение обеих позиций новым совокупным знанием; от совместной проектной деятельности в групповых формах работы на уроках и во внеурочных мероприятиях; от выявления и реконструкции синхронического и диахронического диалогов культур в содержании образования – до выстраивания продуктивного диалога с партнерами по экспериментальной деятельности.
Принятые сегодня в России модели развития культуры, как правило, прозападного образца, вступают в глубокое противоречие со сформировавшейся отечественной историко-культурной традицией. Сегодня необходимо осознать, что становление культурной политики должно происходить, в первую очередь, с позиций внутреннего целеполагания.
Образовательная политика является составной, причем, весьма значимой, частью культурной политики. Становление рыночных отношений в обществе заставляет и образовательную систему превращаться в сферу услуг. Образовательные учреждения нередко встают перед дилеммой: с одной стороны, насыщение рынка и удовлетворение потребностей общества социально значимыми образовательными услугами, а с другой – как это сделать в условиях ограниченных ресурсов? Возникает еще одна проблема: соотношение фундаментальности и специализации в образовании. Фундаментальное образование дает крепкие системные знания в избранной специальности, но в современных условиях это требует больших временных затрат, а теперь нередко и финансовых ресурсов на адаптацию выпускников по месту работы. Узкая же специализация дает возможность быстро подготовить специалиста, но влечет за собой опасность несоответствия спроса и предложения. Условия рынка быстро меняются, и вчерашний специалист, который был востребован на производстве, завтра может оказаться не у дел, т.к. производство свернули или перепрофилировали и т.п.
В свете вышеозначенных процессов напрашивается вывод о том, что назрела насущная необходимость системного изменения модели общего образования. От традиционных подходов, основанных на доминирующей функции естественнонаучных знаний и технически-ориентированных умений и навыков, необходим переход к гуманистической, культуросообразной модели образования, нацеленной на формирование саморазвивающейся, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и к свободному (культурно- и социально-обусловленному) выбору, обладающей высокими морально-нравственными устоями, вооруженной ценностными гуманистическими ориентирами, гражданственным самосознанием.
Содержание образования в такой школе должно быть сконцентрировано на ценностях мировой, национальной и региональной культуры. Критериями качества образования должны стать не только знания, умения и навыки (которые являются лишь средствами образования), но и развитость, культурность, воспитанность и здоровье учащихся.
Перспективные модели образования, которые отрабатываются сегодня во многих учреждениях образования, перестраиваются в направлении перехода от предметного преподавания к интегративному, по областям знаний. Помимо введения в учебный план предметов общекультурного и развивающего характера, акцентируются культурологические аспекты содержания во всех образовательных областях, в том числе – математической и естественнонаучной.
Настала необходимость в создании новых образовательных программ, открывающих невидимые, но читаемые посредством знаков и символов, законы взаимодействия в окружающем мире. Программы, позволяющие воспринимать мир в целостности, на понятиях функциональной значимости каждого человека и территории. Сегодня человечеству необходим опыт традиционных культур для интегрирования принципов своей жизнедеятельности в новый формат. Это требований наступающей эпохи. Требуется дополнительное духовно-экологическое образование, являющееся своеобразным заполнителем межпредметной пустоты и связывающее все в единую, гармонично взаимоувязанную мировоззренческую систему, основанную на творческой интерпретации логического и интуитивного мышления. Необходимо наличие не только человеческого понимания и поддержки, но и понимания и поддержки самого пространства, окружающей среды, или иными словами, должно присутствовать соответствие принципов проявленного и непроявленного мира. Школы, реализующие культуросообразные модели образования, будут действовать эффективно на территориях, имеющих наиболее полный набор природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок. Такие территории, обладают особыми природными качествами, отмечены традиционной культурой коренных народов как Святые Земли.
На Алтае существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, являющихся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных социальных групп. Они почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Эти объекты сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия. Современные научные исследования подтверждают, что эти земли также могут служить источником знаний, формирующих целостное восприятие окружающего мира.
Сегодня осмысление социоприродных и космопланетарных основ эволюции человека и мира, в котором он живет, развивается в таких научных направлениях как глобальная и социальная экология, космическое землеведение, экология человека и космическая антропоэкология, биоэнергоинформатика. Есть достоверные научные сведения о том, что древние захоронения (в частности системы курганов из Каракольской долины) не что иное, как особая система искусственного усиления природных энергоинформационных каналов сакральных территорий для межтерриториального информационного обмена. И эти сведения лишний раз подтверждают высокую сакральную значимость курганов, созданных предками и дошедших до наших времен как памятники историко-культурного наследия, изложенных в героическом эпосе или выраженных в обыденной ментальности аборигена Алтая.
Подобные комплексы сооружались в особых местах, где качество геолого-геофизической среды наиболее изменчивое и энергоемкое. Эти же законы энергоинформационного обмена действовали как на микрокосмическом уровне, так и на уровне человека, создавая благоприятные условия для творчества, образования и духовного роста.
Особенностью традиционной культуры Алтая является глубинное понимание сути этих явлений. Разрыв взаимосвязей человека и природы приводит к утрате продуктивного и духовного наследия, являющегося результатом коллективного знания, которое уравновешивает и гармонизирует природное энергоинформационное поле. Подобное отторжение приводит к увеличению социальной напряженности, что в свою очередь, чревато катастрофами и в материальном плане.
Культуротворческая модель школы позволяет развернуть современную систему образования в духовно-экологическом направлении. В такой системе формируется личность, интегрирующая знаки видимого и невидимого мира, пластично реагирующая на постоянные изменения внешней среды, где сможет найти свое место любое сообщество и личность, в соответствии со своими генетическими корнями и видением мира, не будучи «выкинутым» из общества за «ненадобностью» его Я.
Библиографический список
- Лихачев, Д.С. Будущее литературы как предмет изучения.// Новый мир, 1969, № 9. – С. 167
- Даес Э.-И., Специальный доклад Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Управления Верховного комиссара по правам человека. – Женева, 1997.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.
- Валицкая, А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. Культуротворческие школы Алтая: поиски и решения. – СПб, Барнаул, 2007
Referents
- Likhachev, D.S. Buduthee literaturih kak predmet izucheniya.// Novihyj mir, 1969, № 9. – S. 167
- Daes Eh.-I., Specialjnihyj doklad Podkomissii po preduprezhdeniyu diskriminacii i zathite menjshinstv Upravleniya Verkhovnogo komissara po pravam cheloveka. – Zheneva, 1997.
- Krihlova, N.B. Kuljturologiya obrazovaniya. – M., 2000.
- Valickaya, A.P. Novaya shkola Rossii: kuljturotvorcheskaya modelj. Kuljturotvorcheskie shkolih Altaya: poiski i resheniya. – SPb, Barnaul, 2007