-
В.В. Малиновский,
аспирант кафедры «Регионология»Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, E-mail: kielanovski@gmail.com -
Во время Великой Отечественной войны, комплексная учебно-методическая и научно-исследовательская работа высшей школы являлась неотъемлемой частью помощи тыла фронту и была тесно связана с правительственными решениями, принимаемыми в этот период.
-
научно-исследовательская деятельность, Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения
-
Malinovskii V.V.
-
During Great Patriotic War, a comprehensive teaching and scientific research of higher education has been an integral part of assistance from rear to front and has been closely linked to the governmental decisions made during this period.
-
scientific research, Altay institute of agricultural engineering
-
To a question about the impact of government decisions on the educational and research activities in the Altai institute of agricultural engineering in 1941-1962.
УДК 947.8(571.15):356.33
Вопросы развития высшей школы СССР активно освещались в своё время в научных монографиях советских учёных[1], специализированных научных изданиях[2] и периодической печати[3]. После распада Советского Союза, высшая школа столкнулась с новыми проблемами, требующими не только своего решения, но и понимания причин возникновения. Исследователи начали снова изучать опыт предшественников, делая проблемы развития высшей школы не только темой монографических работ[4], но и диссертационных исследований[5].
Указанная проблема является многоплановой, сложной и комплексной, нуждающейся, несмотря на весь предшествующий опыт, в упорядочивании и более детальном рассмотрении. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы влияния правительственных решений на учебную и научно-исследовательскую деятельность в Алтайском институте сельскохозяйственного машиностроения в 1941-1958гг.
Принимая во внимание чёткую структурированность советской государственной системы, нельзя рассматривать работу высшей школы страны без учёта её взаимосвязи с правительственными решениями. Не могло обойти её и участие страны в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. На нужды фронта работало не только производство, но и общество. Неотъемлемой частью помощи тыла фронту являлась комплексная учебно-методическая и научно-исследовательская работа высшей школы, которая готовила профессиональные кадры, вела научные исследования. «Положение о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений» (1944г.) определило основные задачи деятельности вузов: подготовка научно-педагогических работников к выполнению научных исследований, способствовавших развитию народного хозяйства, повышение квалификации, привлечение к выполнению исследований студентов. В послевоенные годы вузы страны продолжали решать важные народнохозяйственные задачи по подготовке специалистов, численность которых за годы войны значительно сократилась, повысила объём научных исследований. Вместе с тем, по мнению О.И. Алексеевой, становился всё более заметным разрыв между научным потенциалом, накопленным учебными заведениями и его воздействием на решение актуальных задач развития страны. Высшие учебные заведения не занимали надлежащего места в решении поставленных партией и правительством задач в отношении отечественной науки и технического прогресса. [1; с. 8]
Существенную поддержку фронту оказывали эвакуированные на Урал и в Сибирь вузы. Одним из таких вузов был Запорожский машиностроительный институт, переименованный в августе 1947г. в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения (АИСХМ) [2; с. 6]. В условиях войны количество студентов было невелико. Так по архивным материалам, в 1942/43 уч. году на дневном и вечернем отделениях училось 360 студентов, в 1943/44 – 389, в 1944/45 – 326. В этих условиях руководство сделало ставку на набор студентов из местной молодёжи, а также из числа демобилизованных военнослужащих, которые приходили в институт из госпиталей.
После окончания Великой Отечественной войны СССР остро нуждался в большом количестве квалифицированных специалистов. Согласно Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О состоянии пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950гг.» от 19.08.1945, на высшие учебные заведения были возложены следующие задачи:
- Довести количество студентов в высших учебных заведениях в 1950г. до 674 тыс. чел., обеспечив выпуск за пять лет 602 тыс. специалистов высшей квалификации;
- Расширить подготовку специалистов высшей квалификации топливно-энергетической и металлургической промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного транспорта, а также учителей для средних школ, организовать подготовку высококвалифицированных специалистов в области новой техники, повысить качество подготовки кадров высшей квалификации [3; с. 554].
Реализация этого плана осуществлялась как силами существующих высших учебных заведений, так и за счёт дополнительного открытия новых вузов, в первую очередь в восточных районах Советского Союза, где в послевоенный период промышленность развивалась быстрее, чем в центральных.
Одной из важнейших проблем для АИСХМ было пополнения института научными кадрами. В связи с отсутствием инфраструктуры, привлечение кадров извне было в тот период затруднительно. Кроме того, вследствие начавшейся в 1945-1946 учебном году реэвакуации, многие преподаватели вернулись на прежнее место работы, или получили назначение в другие вузы. В этой ситуации руководство института пошло по пути содействия росту научной квалификации имеющегося преподавательского состава и привлечения к научной работе своих наиболее способных выпускников и подготовленных инженеров с производства.
В период войны и в первые послевоенные годы, творческая свобода учёных и студентов института была ограничена конкретными народнохозяйственными нуждами. Примером может служить работа кафедры «Деталей машин», сотрудники которой в 1943г. помогли рассчитать проект одноколейной подвесной дороги для элеватора, работники кафедры «Энергетики» консультировали перевод нефтемоторов на газ в Горно-Алтайске, сконструировали полушихтную топку для дров к локомобилям деревоотделочного завода, а также разработали проект газогенератора для смолистой древесины [4; с. 11]. Темы дипломных студенческих работ, защищённых в июне 1949г. отражали такие текущие потребности хозяйства, как разработка проектов новых машин: автомобилей, тракторов. Уже в 1945г. в соответствии с пятилетним планом было выполнено 18 научных госбюджетных тем, при этом на исследования было запрошено 54 т.р., а израсходовано 27,3 т. р. [5; с. 103]. Институт постоянно увеличивал объём научно-исследовательских работ. В течении 1949-1950гг. институт выполнил хоздоговорных работ на сумму 110 т.р. Уже через пять лет, в 1955-1956 уч. году научная работа была выполнена в объёме 328 т.р. [6; с. 21]
Вторым важнейшим документом, способствовавшим развитию высшей школы в стране, стал Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года. Данный закон предполагал заключение договоров творческого содружества с предприятиями края, тем самым, вузы устанавливали с производством обратную связь. Например, ведущие инженерно-технические работники завода «Трансмаш» читали в институте лекции, руководили подготовкой курсовых и дипломных проектов, помогали в организации производственной практики студентов.
Руководствуясь решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, дирекция института в 1952-1953 уч. году пересмотрела тематику дипломных проектов, приблизив её к производству. Все темы работ были согласованы с заводами: Липецким тракторным заводом, Алтайским тракторным заводом, Трансмашем, ХТЗ, НАТИ, ВИСХОМОМ. [7; с. 17]. В 1954-1955 уч. году подобные изменения коснулись и научно-исследовательской работы университетских учёных. Появились важные комплексные научно-исследовательские темы, улучшилась работа над учебниками и учебными пособиями для вузов страны. [8; с. 68]
Подготовке квалифицированных специалистов способствовал ежегодный рост научно-исследовательской работы студентов. Согласно архивным данным, в 1947г. было создано студенческое научное общество, начали создаваться студенческие научные кружки, повысилось качество научно-экспериментальной работы. Научное студенческое общество (далее НСО) являлось динамично развивающейся организацией, об этом говорят данные статистики: в 1948-1949гг. в НСО занималось 86 студентов, в 1957-58гг. – уже 400 чел., а в 1959-1960 уч. году их количество достигло одной тысячи человек. [9; с. 57,499]. В приказе министерства высшего и среднего специального образования СССР от 3 ноября 1958г. «Об итогах смотра научных работ студентов высших учебных заведений г. Барнаула в числе лучших были названы студенты АИСХМ. Специальной премии и грамот министерства были удостоены студенты третьего курса В.Горохов и Е. Трубачёв, сконструировавшие инерционную тележку для межцеховых перевозок [10; с. 11]. АИСХМ являлся единственным институтом, обеспечивающим инженерно-техническими кадрами по сельскохозяйственному машиностроению и тракторостроению промышленность Сибири и Дальнего Востока. За время с 1943г. по 1954г. институтом было подготовлено 749 специалистов, в том числе по вечернему отделению 41 специалист и по филиалу в г. Рубцовске 87 специалистов. [11; с. 26]. Для подготовки квалифицированных специалистов, в институте в 1961г. была открыта аспирантура, а с 1 марта 1962г. в целях дальнейшего развития заочного образования и повышения качества подготовки специалистов без отрыва от производства, организовывались заочные факультеты. [12; с. 289]
Таким образом, Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения, был неразрывно связан с общегосударственным процессом сохранения и восстановления высшей школы СССР. Осознавая становящийся всё более заметным разрыв между научным потенциалом высших учебных заведений страны и его воздействием на решение актуальных задач развития страны, правительство начинает приводить высшую школу в соответствии с поставленными партией и правительством задач в отношении отечественной науки и технического прогресса.
В условиях послевоенной разрухи, существенную поддержку делу восстановления науки оказывали эвакуированные на Урал и в Сибирь вузы. АИСХМ являлся полноправным участником этого процесса, обучая для государства кадры специалистов, ведя научно-исследовательскую деятельность.
Принятые после окончания Великой Отечественной войны законы в отношение высшей школы СССР, были призваны скорректировать работу вузов в соответствие с требованиями современности. Отсюда и определённое ограничение творческой свободы учёных и студентов института конкретными народнохозяйственными нуждами. Вместе с тем, послевоенное восстановление придало развитию высшей школы и положительные тенденции, среди которых можно выделить сам факт расширения сети высших учебных заведений, благодаря эвакуации институтов из центральной полосы за Урал и в Сибирь. Подталкиваемая общегосударственным развитием, высшая школа совершенствовалась, открывались новые институты, подготавливались научно-педагогические кадры, росло НСО.
Библиографический список
- Алексеева О.И. Организация управления научными исследованиями в вузах/ Алексеева О.И., Рисин И.Е., Эйтингон В.Н. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1981. – 87 с.
- Сибирские Афины: краткая историко-информационный справочник / сост. Дмитриев В.В.; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 1999. – 20 стр.
- Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О состоянии пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950гг.» 19.08.1945// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.7. – М.: Политиздат, 1984. – 575 с.
- Алтайский государственный технический университет им. И.М. Ползунова 1942-2002 – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – 294 с.
- ГААК Ф.255, Оп.1 Д.3 Л.103
- ГААК Ф. 255 Оп. 1 Д.95 Л. 16
- Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР». 24.12.1958.// Сборник документов и материалов по истории СССР (1917-1958гг.). – М.: Изд-во МГУ, 1966. – 618 с.
- ГААК Ф. 255 Оп.1 Д.15 Л. 68
- ГААК Ф. 255 Оп.1 Д. 9 Л.57; Д.77 Л. 499
- ГААК Ф. 255 Оп.1 Д.18 Л.9-11
- ГААК Ф. 255 Оп. 1 Д.8 Л. 26
- ГААК Ф. 255 Оп. 1 Д.29 Л. 289
Bibliography
- Alekseeva O.I. Organizaciya upravleniya nauchnihmi issledovaniyami v vuzakh/ Alekseeva O.I., Risin I.E., Ehyjtingon V.N. – Voronezh: Izdateljstvo Voronezhskogo universiteta, 1981. – 87 p.
- Sibirskie Afinih: kratkaya istoriko-informacionnihyj spravochnik / sost. Dmitriev V.V.; Alt. gos. tekhn. un-t im. I.I. Polzunova. – Barnaul: izd-vo AltGTU, 1999. – 20 p.
- Postanovlenie CK VKP(b) i SNK SSSR «O sostoyanii pyatiletnego plana vosstanovleniya i razvitiya narodnogo khozyayjstva na 1946-1950gg.» 19.08.1945// KPSS v rezolyuciyakh i resheniyakh sjhezdov, konferenciyj i plenumov CK. T.7. – M.: Politizdat, 1984. – 575 p.
- Altayjskiyj gosudarstvennihyj tekhnicheskiyj universitet im. I.M. Polzunova 1942-2002 – Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2002. – 294 p.
- GAAK F.255, Op.1 D.3 L.103
- GAAK F. 255 Op. 1 D.95 L. 16
- Zakon «Ob ukreplenii svyazi shkolih s zhiznjyu i o daljneyjshem razvitii narodnogo obrazovaniya v SSSR». 24.12.1958.// Sbornik dokumentov i materialov po istorii SSSR (1917-1958gg.). – M.: Izd-vo MGU, 1966. – 618 p.
- GAAK F. 255 Op.1 D.15 L. 68
- GAAK F. 255 Op.1 D. 9 L.57; D.77 L. 499
- GAAK F. 255 Op.1 D.18 L.9-11
- GAAK F. 255 Op. 1 D.8 L. 26
- GAAK F. 255 Op. 1 D.29 L. 289
Статья сдана в редакцию 12.02.2013
[1] См. например: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск: Кн. Изд-во, 1986.- 239 с.
[2] Например: Лутченко А.И. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Вестник высшей школы. 1967. №4. С. 92-96.
[3] Гончаров В. Эффективность вузовской науки// Алтайская правда, 1980, 13 марта; Шебанов А.Ф. К перестройке университетского образования// Вестник высшей школы, 1959, №7.
[4] А.П. Катровский. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.:Международные отношения. 2003. – 205 с.; Е.Г. Водичев, Н.П. Коробкова. Высшее образование в Сибири во второй половине XXв.: основные тенденции развития.// Культурный потенциал Сибири в XX в.: управление, структура, кадры: сб. научных трудов. Новосибирск. 2005. С. 170-184.
[5] Зыкин В.А. Развитие университетского образования в Сибири и на Дальнем Востоке (1966-1975 гг.): автореферат дис. … канд. ист. наук / Зыкин В.А. – М., 1992. – 22 с.