-
И.А. Жерносенко,
канд. культурологии, доцент, зав. кафедрой КиКТ АлтГТУ им. И.И. Ползунова,
e-mail: iaj2002@mail.ru
-
В статье описывается опыт организации педагогического эксперимента на особо охраняемой территории, имеющей для местного населения статус Священной земли. Также описан опыт проведения социально-значимых профессионально-ориентированных проектов для жителей территории. Названные проекты нацелены на создание принципиально новой политики устойчивого развития.
сакральная территория, хранители, биоразнообразие, экология и культура, образовательный эксперимент
-
научно-исследовательская деятельность, Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения
-
I.A. Zhernosenko,
PhD. Cultural Studies, Associate Professor the Head of the Department «Culture and communication technologies»
I.I. Polzunov Altay State Technical University,
e-mail: iaj2002@mail.ru
-
The experience of the organisation of pedagogical experiment in especially protected natural territory, which haves for local population the status of the Sacred earth is described in article. Also experience in conducting of the socially-significant and professional-focused projects for inhabitants of territory is described. The named projects are aimed at creation of essentially new policy of a sustainable development.
-
sacral territory, keepers, a biodiversity, ecology and culture, educational experiment
-
EXPERIENCE OF PREPARATION OF KEEPERS OF SACRED TERRITORY
УДК 37.01
В условиях нарастания глобального экологического кризиса: изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнение атмосферы, неконтролируемое потребление человеком природных ресурсов, и т.д. – возрастает ценность нетронутых ландшафтов, которые сохранили свою первозданную чистоту и естественное разнообразие. Алтай – одна из таких территорий.
Горный Алтай справедливо считают одним из центров биологического разнообразия в умеренной зоне. Здесь произрастает более 2200 видов высших растений, водятся более 80 видов млекопитающих и свыше 300 видов птиц. Однако, в 90-ых годах XX века, в период Перестройки, значительная часть биологического разнообразия региона оказалась под угрозой. Это было вызвано резким падением уровня жизни населения, что привело к возросшему браконьерству и нелегальной торговле биоресурсами. Много деревень в республике существуют, благодаря охоте и собирательству в тайге, и сегодня.
Также сегодня Алтай испытывает цивилизационный прессинг, который проявляется в пристальном интересе к его ресурсам транснациональных корпораций, в истощении земельных ресурсов, «диком» туризме. Молодежь Алтая стремится в города, к благам цивилизации, не осознавая уникальность и непреходящую ценность своей малой родины. Для устранения этих угроз необходимо выстраивание новых подходов к экопросвещению как посетителей уникальных территорий, так и аборигенов.
На небольшой территории Горного Алтая компактно расположились самые разнообразные ландшафтные зоны: от высокогорных ледников до ковыльных степей, от тундры до пустыни, горная тайга перемежается с альпийскими лугами и лиственничным редколесьем. И во всех этих зонах человек всегда находил своё место, деликатно выстраивая отношения с окружающей его средой, подчиняясь ее особенностям и используя их себе во благо. Именно в этом и проявлялась экологичность взаимоотношений человека с природой.
Суть традиционной культуры заключена в ее прямой связи с территорией, где она возникла и живет. Территория Алтая потому привлекает сегодня к себе внимание целого мира, что здесь богатые природные и историко-культурные ресурсы не существуют один без другого. А в условиях современности традиционные знания впервые за много веков могут стать основой устойчивого развития не только отдельно взятых территорий, но и государств в целом. Об этом говорит и международное сообщество: «…Дальнейшее разрушение наследия коренных народов будет иметь пагубные последствия не только для их самоопределения и развития, но и подорвет будущее развитие стран, в которых они живут. Для многих развивающихся стран, знания коренных народов могут послужить «ключом» к достижению устойчивого национального развития без усиления зависимости от ввоза капитала, материалов и технологий» (г-жа Эрика-Ирэн Даес, Управление Верховного комиссара по правам человека, Женева, 1997) .
Современная технократическая цивилизация и глобальная экология становятся все менее совместимыми с процессами планетогенеза. Природа уже открыто начала мстить человеку, обрушивая на него все новые катастрофы и стихийные бедствия (достаточно вспомнить недавнюю экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, которая привела к изменению русла Гольфстрима, что, в свою очередь, привело к резким климатическим изменениям в Европе). Человечество судорожно начинает искать способы адаптации к новым требованиям природы. В этих условиях знания коренных народов становятся все более востребованными и важными.
С 2006 года я являюсь научным руководителем федерального образовательного эксперимента «Конструирование и реализация модели культуротворческой школы в условиях этно-социокультурной среды особо охраняемой природной территории», ставшим социальным заказом Каракольского (этно)природного парка «Уч Энмек» (директор и научный консультант эксперимента Д.И. Мамыев). Образовательный эксперимент проходит на священной для алтайцев территории – в Каракольской долине, имеющей статус Особо охраняемой природной территории (ООПТ). Основанием эксперимента является положение о том, что сформировать экологическое сознание ребенка, живущего на Алтае, возможно только тогда, когда им будет освоена система культурных ценностей его народа, хранимая тысячелетиями. В эксперимент вошли пять школ Каракольской долины: Боочинская СОШ, Каракольская СОШ, Куладинская СОШ, Нижне-Талдинская СОШ, Туектинская ООШ.
Историко-культурные корни территории уходят вглубь веков: от петроглифов пяти тысячелетней давности, древних цивилизаций каракольцев и скифов, средневековых городищ и крепостей северной ветви Шелкового пути до современных этнокультурных и религиозных феноменов. На территории Парка «Уч Энмек» ученые насчитывают около 5 000 археологических объектов.
Статус священной земли возлагает особую миссию на самих жителей Каракольской долины: донести сокровенные смыслы и духовное богатство территории до современников и будущих поколений; воспитать новое поколение Хранителей – жителей территории, которые станут сельскими тружениками, предпринимателями, управленцами, осознающими свою ответственность перед прошлым и будущим, содействующими устойчивому развитию заповедной территории.
В рамках эксперимента в 2009 году группой алтайских ученых и педагогов школ, расположенных на территории Каракольской долины, был разработан комплект учебников «Алтай заповедный», состоящий из 3-х учебников с мультимедийными приложениями и двух рабочих тетрадей. Этот проект был инициирован и профинансирован Программой развития ООН и Глобальным Экологическим Фондом. Руководитель Проекта и главный редактор учебных пособий И.А. Жерносенко.
Проект позволил создать учебники нового поколения, основанные на интегративном принципе. Содержание пособий строится на интеграции современного естественнонаучного и гуманитарного знания с явлениями духовной культуры и традиционными знаниями алтайцев о мироустройстве, землепользовании.
КОМПЛЕКТ «АЛТАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ»
состоит из следующих разделов:
1. Два учебных пособия для основной общеобразовательной школы (8-9 классы) по региональному компоненту в естественнонаучной и гуманитарно-художественной образовательных областях:
• «Мир заповедной природы Алтая», ред. Р.В.Опарин
• «Мир заповедной культуры Алтая», ред. И.А. Жерносенко
2. Для средней общеобразовательной школы интегрированное учебное пособие «Экология и культура», ред. И.А. Жерносенко
3. Рабочие тетради: Р.В.Опарин «Мир заповедной природы Алтая» и М.Л.Шалабод «Мир заповедной культуры Алтая».
Научный руководитель проекта Ирина Александровна Жерносенко, кандидат культурологических наук, доцент.
Впервые в Республике Алтай была осуществлена попытка создания целостного комплекта учебных пособий, которые последовательно раскрывали бы в сознании подрастающего поколения единый образ малой родины, богатой культурными традициями, сформированными неповторимыми и многообразными ландшафтами.
Учебники для 8-9 классов: «Мир заповедной природы Алтая» и «Мир заповедной культуры Алтая» имеют единую структуру: содержание глав учебных пособий распределено по ландшафтным зонам Горного Алтая, где расположены ключевые ООПТ Республики. Эти территории становились заповедными, т.к. человек всегда чувствовал их природную уникальность, и поэтому освящал, сакрализовал место, наделяя его значимыми для себя смыслами, создавая условия для сохранения биоразнообразия.
Пособие «Мир заповедной природы Алтая» богато культурологическими ассоциациями, описаниями опыта традиционного природопользования, накопленного коренным населением Алтая. А в пособии «Мир заповедной культуры Алтая» мысль о взаимообусловленности историко-культурных процессов с тем «вмещающим ландшафтом», в котором они протекают, выстраивается системно. В данном пособии рассказывается об исторических событиях и археологических артефактах, о традиционных верованиях и обрядах, которые, демонстрируют экологичность взаимоотношений человека с природой.
Учебное пособие для старших классов «Экология и культура» является логическим продолжением учебных пособий для среднего звена, интегрируя естественнонаучный и культурологический подходы в единую картину мира, осваиваемую на духовно-экологическом, мировоззренческом уровне.
К учебникам прилагаются мультимедийные диски, содержащие богатую коллекцию слайдов, видеофильмов и материалов справочного характера.
В ноябре 2009 года Комплект учебных пособий «Алтай заповедный» получил высшую экспертную оценку: гриф «Рекомендовано» Российской академии образования и был определен как инновационный. А в 2010 году был признан «Лучшей учебной книгой года» на Всероссийском конкурсе книгоиздателей.
Новая модель образования может быть реализована в полной мере только тогда, когда обучение сочетается с конкретной практической деятельностью. Все пять школ Каракольской долины постоянно взаимодействуют с научными сотрудниками Парка «Уч Энмек».
Учащиеся принимают участие в походах, экскурсиях, а также в научных экспедициях (в том числе международных), организуемых администрацией Парка: по археологии, ботанике, геоморфологии, биофизике, этнографии и т.п.. Еще одна важная форма деятельности учащихся: участие в социально значимых и исследовательских проектах: «Сохраним родники села!» — восстановление, охрана и изучение свойств воды священных родников, расположенных в долине; обустройство на территории парка экотроп; проект «Колагаш» — изучение влияния заброшенного ртутного рудника на здоровье местных жителей; проект Фонда «Про Виктимис» (Швейцария) – изучение влияния ракетных испытаний на сопредельные районы.
В марте – мае 2008 года был осуществлен еще один проект, поддержанный ПРООН/ГЭФ, нацеленный на подготовку из числа жителей Каракольской долины гидов-экскурсоводов. Цель проекта: вовлечение местных жителей в туристический бизнес, что позволило частично решить проблему безработицы, отвлекло многих из них от интенсивной эксплуатации биологических ресурсов, а также повысило их заинтересованность в сохранении дикой природы и культурного наследия Алтая, столь привлекательных для туристов.
Проект представлял собой разработку Программы курсов переподготовки специалистов, рассчитанную на 500 часов учебного времени. Было подготовлено комплексное учебно-методическое пособие для слушателей курсов, включающее в себя тематику лекций всех разделов учебного плана (470 стр.) – научный редактор И.А. Жерносенко.
Курс рассчитан на 500 часов, куда вошли темы по географии, землеведению и геоморфологии, биоресурсам, истории культуры Алтая. Помимо этого, большое внимание уделено философским, духовным, ноосферным, экологическим аспектам в познании уникального феномена, которым является Алтай.
Обязательной составляющей учебного плана также явились разделы по экскурсоведению, экотуризму, маркетингу экскурсионных услуг, технике безопасности на маршруте, основам первой медицинской помощи. Был предусмотрен и успешно реализован блок практических занятий и тренингов по созданию психологического климата на маршруте, навыкам пешего и горного туризма, оказанию первой медпомощи и транспортировки пострадавшего.
По окончании курсов все слушатели (24 челoвека) получили дипломы государственного образца о профессиональной переподготовке по специальности «гид-экскурсовод». Данный проект продолжает действовать уже на самостоятельной основе.
Реализация названных проектов вселяет надежду на то, что наступят времена, когда вырастет на Алтае поколение новых его Хранителей, мудро сочетающих в своем сердце любовь к родной земле, верность традициям предков и открытость к новейшим достижениям в области научного прогресса. И не допустят они хищнической растраты природных и духовных сокровищ Алтая теми, кто пришел на эту землю только брать.
Статья сдана в редакцию 27.02.2013