-
Ермолина Г.Г.
Доцент Сибирского отделения Славянской Академии, Региональный координатор Международной организации URI (United Religious Initiatives), г..Новосибирск, e-mail: galina-ermol@yandex.ru -
Статья посвящена вопросам истории и современных форм существования одной из древнейших религий зороастризма. Также автор исследует главный концепт учения Заратустры — «Огонь».
-
зороастризм, парси, Зороастрийский Колледж, Космические Законы, этнорелигиозные признаки
-
Yermolina G.G.,
the senior lecturer of the Siberian branch of Slavic Academy, the Regional coordinator of International organisation URI (United Religious Initiatives), г. Novosibirsk, e-mail: galina-ermol@yandex.ru -
Article is devoted to the questions of history and modern forms of existence of the Zoroastrism – one of the most ancient religions. Also the author investigates the main concept of The Zarathustra doctrines — «Fire».
-
Zoroastrism, parsi, The College of the Zoroastrsm, Space Laws, ethnoreligious signs
-
ZOROASTRISM, THE PAST AND THE PRESENT
УДК 63.3(4)
«Именно не извне, но изнутри может искра Божественного Огня разгореться… Учение Зороастра о Божественном Огне, Любви и Красоте принесло Миру утверждение Высшего закона» (Мир Огненный – 3, 228).
Благодаря Учению Агни Йога суть идеи о важности внутреннего огня в человеке стала ближе и понятнее для многих из нас. Одним из великих Учителей Света в Учении назван Заратустра (Зороастр), а потому вполне объясним наш интерес к нему и его религии.
«Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызвать огненные лучи, которые поражают всех вредителей. Человек, покрытый бронёю защитною, не может получить никакое заражённое явление. Можно усилить это напряжение единением с Иерархией. Так сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы» (Мир Огненный – 1,17).
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть – это элемент сил тьмы и зла. В процессе очищения, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой, вином и они нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. В течение тысячелетий Творец посылал в помощь людям великие души, чтобы помочь продвижению человечества по пути Истины. Заратустра был тем пророком, который открыл людям Древнюю Космическую Мудрость, основанную на принципах Чистоты и Праведности хороших мыслей, хороших слов и хороших действий. Божественные истины открываются перед человечеством ко времени.
Заратустра получил в откровении столько, сколько могла вместить душа человеческая его эпохи. Высказываются разные мнения о времени жизни Заратустры-Зороастра. Согласно преданиям, Заратустра был единственным в мире ребенком, который при рождении не заплакал, а засмеялся. Таким было и его учение — жизнерадостным, полным любви к окружающему миру. Аристотель относил эпоху Заратустры за шесть тысяч лет до кончины Платона (348 год до н. э.). Другие античные авторы говорили о пяти тысячелетиях до Троянской войны, которую традиционно датируют XIII веком до н. э. Третьи в согласии с преданиями последователей пророка вели речь о двух с половиной веках до Александра Македонского.
Родина пророка также определялась различно. Древние греки называли его «халдеем», то есть жителем Месопотамии. Зороастрийцы указывали сразу два места — североиранский город Рагу и бассейн реки, которую современные историки отождествляют либо с Хильмендом, либо с Амударьей. Пророческую деятельность же Заратустры обычно связывают с афганским городом Балхом. Своими деяниями он и его последователи способствовали подготовке человечества к великому пришествию Христа. С его приходом и распространением христианства, казалось, что миссия зороастризма закончена, и это учение постепенно сошло с исторической арены, но остались нетленными божественные идеи, пришедшие через Зороастра, а потому остались и люди, пусть их число намного меньше, чем было при жизни Учителя.
Сегодня сохранились группы преданных последователей Учения Зороастра в Иране, Индии, Таджикистане, Азербайджане. Они свято хранят память об Учителе и сохранённые традиции зороастризма. В городе Сан Жоан, что находится недалеко от Мумбая(Индия) уже много лет успешно работает единственный в мире Зороастрийский Колледж, бессменным президентом которого является профессор Мехер Мастер Моос. Мы встретились с ней на Межконфессиональной Конференции в Керале(Индия) в августе 2011г. Когда была возможность, обменивались рассказами — я рассказывала о Сибири, а она о зороастризме и своём колледже. Я не смогла воспользоваться её приглашением на Международный Конгресс, посвящённый 25 летнему юбилею Зороастрийского Колледжа в конце января 2012 года, но директор МНИИКА А.В.Трофимов принимал участие в Конгрессе и по возвращению рассказал много интересного и о Колледже, и о Конгрессе, который проходил в Бомбее, в Русском Доме Культуры и Науки. После Конгресса были встречи и обсуждения о сотрудничестве в развитии новых автотрофных технологий.
Немного истории становления единственного в мире Зороастрийского Колледжа: Целью просветительской деятельности Колледжа является распространение знаний Древней Космической Мудрости для того, чтобы души людей развивались духовно в чистоте и устремлении к познанию Высшей Истины. Осознав Божественные Законы природы всего сущего, каждая душа будет в состоянии правильно распорядиться законом свободной воли. С момента возникновения идеи создания Зороастрийского Колледжа наряду с духовными были определены практические задачи, важные для всего человечества в наше время. В Колледже имеются следующие факультеты: «Изучение Авесты и Манускриптов», «Проблемы мира между конфессиями», «Целостный подход к здоровью», «Проблемы экологии и окружающей среды», « Оккультизм и мистики». Из названий факультетов уже понятна суть того, что там изучают. Зороастрийский Колледж – Международный, он обладает уникальной библиотекой из 12 000 старинных и редчайших книг и рукописей по вопросам Древней Космической Мудрости на разных языках. Колледж Зороастризма–некоммерческое заведение, поддерживается, в основном, за счёт частных пожертвований, он сотрудничает со многими международными и национальными организациями, провозглашающими мирные инициативы.
Впервые две женщины из Индии — Мать Тереза и Президент Зороастрийского Колледжа, Доктор Мехер Мастер Моос были удостоены высокой чести получения Награды Фонда Мира во всём мире в 1986 году. Двадцать первый век начался потрясениями для многих, в том числе и для всех устремлённых к Высшему Свету Истины, а потому понятно, что деятельность Мехер Моос в качестве президента Зороастрийского Колледжа не усыпана розами, хотя она и удостоилась признания на международном официальном уровне. Даже зная о том, что часто нападки являются показателем правильности выбранного пути, ей нередко приходится нелегко в отстаивании позиции сотрудников Колледжа. Случаются нападки представителей организаций, которые считают себя ортодоксальными приверженцами Зороастризма. К ним относится, например, «группа рассерженных парси» из Мумбая, которые напали на Зороастрийский Колледж в феврале 2010 года, протестуя против того, что русский человек, который сам является священником в Петербургской Общине зороастрийцев, прибыл в Колледж для прохождения обучения зороастрийским церемониям и ритуалам у одного из наиболее просвещённых священников парси. Насилие не совместимо с идеями, провозглашёнными много тысячелетий назад Учителем Ашо Спитаман Заратустрой. Ужасающий инцидент религиозно мотивированного нападения, когда зороастрийцы выступают против зороастрийцев. В рамках международного сотрудничества и с целью помочь представителям из бывших Советских республик, в частности, России, Таджикистана, — возродить духовные корни своих предков госпожа Мехер Моос организовала курсы в своём Зороастрийском Колледже.В течение нескольких последних лет проведена огромная работа в этом направлении, и представители обеих сторон успешно проводят программы сотрудничества. Ортодоксальные представители парси считают, что «…наша религия позволяет только сыновьям священников проводить обучение претендентов на сан священника Зороастризма, а потому обучать и давать сан священника русскому-это уж слишком…»
А вот, что пишет Мехер Моос: «В священных книгах Зороастризма в их первоначальном виде говорилось, что вступление в эту религию свободно для любого человека, если он сделал для себя выбор следовать и выполнять на практике каждого дня Учение Заратустры, основанное на добрых мыслях, добрых словах и добрых делах, сопровождаемых выполнением ритуалов».
Попробуем разобраться в том, что же из себя представляет религия парси в историческом аспекте, пользуясь доступными историческими источниками.
«Парси» — так называют членов одной из двух Зороастрийских общин в Южной Азии, вторая община Иранская, и она меньшая по численности. Согласно традиции те, кто сегодня называют себя парси, выделились из группы Иранских зороастрийцев. Они эмигрировали в Индию в десятом веке н.э., потому что их преследовали арабские завоеватели Ирана, где в то время зороастризм был религией народа. Почти 200 лет иранцы боролись против завоевателей, и это период известен как «столетия молчания». После ожесточённых битв за освобождение родины от арабских захватчиков, которые не привели к победе, иранцы стояли перед выбором-либо платить разорительные налоги арабам, либо сменить веру и стать мусульманами. Тот выбор разделил иранцев, и те, кто не согласился сменить веру, бежали в Индию. Таким образом, те, кто в Индии исповедовал зороастризм в течении веков были парси, а вновь прибывшие стали называться иранскими зороастрийцами. Термин «парси» появился в Индийских религиозных текстах только в 17 веке, до этого в подобных текстах использовался термин «Заратушти», «Зороастрийцы» или «Венди», что значит « хорошая религия». Санскритский текст 12 века « Шестнадцать шлок», прославляющий парси, очевидно, был написан представителем индуизма. Он ошибочно утверждает, что этот текст был написан зороастрийским священником.Впервые парси были упомянуты на европейском языке в 1322 году, когда французский монах Джорданус кратко упоминает их присутствие в Тане и Броач. В течение последующих веков в Европейских источниках наблюдается путаница в определении, кто же такие «парси». По прошествии нескольких веков после прибытия зороастрийцев в Индию, парси сумели интегрироваться в индийское общество, и в то же время они продолжали следовать своим собственным традициям, таким образом сохраняя этническую принадлежность. Это в свою очередь придаёт общине парси довольно-таки особенный статус: они – индийцы в смысле национальной принадлежности, языка и истории, но в то же время не являются типичными индийцами и их численность составляет только 0,006% от общего населения страны, если рассматривать их с точки зрения культурных, поведенческих и религиозных практик. В последние годы проводились тесты ДНК для определения чистоты генеалогической принадлежности, и их результаты были весьма нечёткими. Так, например, после одного исследования в 1970 году возникло мнение, поддерживающее утверждение парси, что они имеют персидские корни, благодаря тому, что им удалось избегать браков с местным населением. В 2002 году в Пакистане проводились исследования У-хромосомы (отцовской)ДНК представителей местных парси, было определено, что парси генетически ближе к иранцам, чем к их соседям(индийцам). Однако, в другом исследовании 2004 года брались митохондрические ДНК(по материнской линии) парси, и сравнивались с ДНК тех, кто представляет собой иранскую и гуджаратскую (штат в Индии) ветви. Результат исследования показал, что парси генетически ближе к гуджаратской линии, чем к иранской. Взяв во внимание результаты исследования 2002 года, авторы предполагают, что «миграция предков сегодняшнего населения парси состояла, в основном, из мужчин, которые затем перемешались в браках с местными женщинами, что привело конце концов к потере ДНК иранского происхождения» (Quintana-Murci et al. 2004, p. 840)
Таким образом, вопрос о том, кто является настоящим парси, а кто нет-дело большого спора в зороастрийской общине Индии. Повсеместно считается, что парси может быть человек, который: а) является прямым потомком персидских(иранских) беженцев, б) был официально принят в зороастрийскую религию.
В этом случае, признание человека парси происходит по этнорелигиозным признакам. Из вышеизложенного видно, что эти требования идут в разрез с принципами Конституции Индии, утверждающей равные права религий. Данный вопрос по-прежнему остаётся на стадии обсуждения в обществе, а существующие призывы за «чистоту рядов» никак не служат делу мира и сотрудничества между народами в изменившимся мире 21 века.
Приложение
Статья МЕХЕР МАСТЕР МООС « ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
(в сокращенном варианте)
Древней Авестийской молитве Йенгхе Хотам более 9500 лет. Она взята из истинной Маздаясни Даена, древнейшей сохранившейся монотоистической религии, последователями которой сегодня являются парси Индии и все зороастрийцы из разных стран мира. Маздаясни Даена Заратустры – это правильное название религии, которую с греческих времён называют «Зороастрийской религией». Люди, жившие у Полярного Круга много тысяч лет назад, перед последним ледниковым периодом, практиковали древнюю арийскую веру. Затем с продвижением льдов они тоже начали продвигаться на юг, переходя через высокие горы, пока не достигли более тёплых мест Северной Индии, долины реки Инд, равнин Пенджаба, плато Ирана. Те из них, кто остался в Северной Индии, сохранили первоначальную Арийскую Мудрость на санскрите в Ведах, а позднее в Упанишадах, написанных риши и садху. Те же, кто перебрался на Иранское плато сохранили Арийскую Мудрость, реформированную Ашо Спитама Заратустрой, который открыл Божественные Вселенские Естественные Законы Всесильного Бога, Ахура Мазды,- правящему Куанянской династией монарху Бактрии и Балки, Шаху Виштаспу. И это произошло около 9500 лет назад. Географически этот район является территорией, на которой располагались бывшие республики Советского Союза-Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия, а также Афганистан, Балучестан и Северо-Восточный Иран. Космическая Мудрость была сохранена в «Авестийских Священных Книгах». Авеста – это ещё и родственный язык санскрита, и Учение дано в 5 Гатах и 4 Ведах, которые очень похожи по многим аспектам с Ведами, особенно Ригведой и Ахунавати Гата.
Авеста содержит научное представление о Космических Законах духовной эволюции души во Вселенной, в Солнечной системе и на планете земля. В ней сказано, что свет каждой души измеряется её скоростью, чистотой, весом, что передаётся термином «Асфенди». Каждая душа приходит на землю как солнечный луч, и она развивается, начиная с уровня души минерального царства, затем проходит растительное и животное царство, (включая в себя рыб, птиц, насекомых и рептилий) и достигает уровня человека, будучи наполовину ангельской. И только затем в своём развитии она достигает полностью ангельского уровня. Уровень сознания, знания Космических законов, полная вера в них, следование этим законам являются ключевыми в процессе духовного развития до уровня изменения Асфенди. Каждая душа, развивающаяся на планете земля, приносит с собой свои цвета света-свои оттенки радуги. Это — духовный сокровенный шифр, номер души, это девятизначная комбинация, совершенно уникальная для каждой души. Девятизначное число связано с цветом разных планет солнечной системы. Таким образом, красный цвет связан с Солнцем, оранжевый-с Луной, жёлтый-с Марсом, зелёный с Меркурием, голубой-с Юпитером, индиго- с Венерой, фиолетовый – с Сатурном, и ультра-фиолетовый- с точками пересечения Луны-Раху и Кету. Связи скорости и цвета планет Солнечной системы каждой души фиксируются в момент рождения на земле, (это можно проверить через натальную карту гороскопа человека и некоторыми другими методами).Также, зависимость от цвета планет проявляется в некоторых аспектах религий.
Всемогущий Творец посылает своих Вестников, наиболее развитых душ, наполненных светом сознания, на нашу планету для того, чтобы время от времени освежать память людей и их сознание о Его Божественных Космических Законах. Когда свет знания тускнеет из-за невыполнения и отказа от следования Космическим Законам, тогда на землю посылается «Посланник–провозвестник» для помощи отдельным группам душ, обладающих светом частот определённого цвета для того, чтобы освежить и поддержать их в такие времена. Во все века Божественные Посланники, приходящие время от времени на землю, приносили одно и то же ясное послание, переданное различающимися словами для того, чтобы быть лучше понятыми в той, или иной местности. Каждая душа находится в долгом путешествии самосовершенствования на пути праведности для достижения цели Совершенства и Бессмертия, чтобы стать единым с Творцом Вселенной. И каждый из нас может достигнуть этой цели через добрые мысли, добрые слова и добрые дела.
Статья поступила в редакцию 11.02.13